Маугли из нашего двора

Растёт себе девочка, назовём её Вера. Маленький цветочек 4-х лет. Её семья состоит из дедушки, который уже даже не любитель, а настоящий профессионал – укротитель зелёного змея.

С утра до вечера Верочка предоставлена сама себе. В четыре года она полностью способна себя обслужить – одеть, умыть, причесать, накормить и тому подобное. Девочка в прямом смысле выросла во дворе. Она никогда не ходила в садик или кружок, никуда не ездила отдыхать, не была ни в одном развлекательном центре, а Макдональдс видела только по телевизору.

 Единственный близкий человек для Верочки – это её дедушка, который в редкие минуты ясного ума и трезвой памяти нежно обнимает, целует, гуляет и даже играет с любимой внучкой.

Маленькая Верочка – совершенно открытая, искренняя и ласковая девочка, её маленькое сердце не обременено тяжестью обид или страхов. Добрый до наивности ребёнок улыбается и доверяет всем во дворе. Идеально послушная, она гуляет только там, где ей разрешили, радуется, когда с ней играют, всегда спрашивает разрешения взять игрушку и готова поделиться всем, что у неё есть.

Наши избалованные, заваленные игрушками и привыкшие к гиперопеке дети проявляют себя намного более жестокими, жадными и плаксивыми, чем воспитанная двором современная Маугли.

Она похожа на дикий цветок, растущий своими силами и пробивающийся сквозь асфальт и бетон к солнцу. Несмотря на сложную судьбу, Вера знает все буквы и цифры, поёт услышанные по радио песни и может за себя постоять.

Все во дворе знают Верочку, горько сокрушаются и жалеют, качая головами «что же будет с девочкой?», подкармливают, дарят вещи, из которых выросли их дети, пытаются пристыдить пьющего деда. Дети любят играть с Верой, зовут её к себе, пусть не совсем хорошо умытую и одетую, это для них не важно, им с ней интересно.

Маленькая девочка смотрит на мир совсем взрослыми глазами, она не боится жить и сама находит себе радости, а не ждёт очередного подарка от родителей. Отнюдь не считая себя несчастной, Вера улыбается каждому новому дню и обнимает своего деда, в каком состоянии он бы ни явился.

Так ли печальна её судьба?

Не слишком ли мрачным видится её будущее?

Что нам кажется таким ужасным в её жизни? Отсутствие планшета или пятизвёздочных отелей? Самый счастливый день для неё, когда дедушка с ней гуляет и гладит по голове, а это не смогут заменить никакие игрушки на свете.

Мы бегаем за своими детьми с носовыми платками, кутаем в шарфики и прячем под зонтики, тем не менее регулярно лечим простуды или того похлеще. Вера никогда и ничем не болела, хоть частенько одета слишком легко, а чистота её рук оставляет желать лучшего.

Возможно, она лишена родительской ласки в том объёме, в котором её получают наши дети, но тем ценнее и радостнее для неё становятся дни, проведённые с единственным близким человеком в её жизни.

Верочка в четыре года совершенно не боится оставаться одна, самодостаточный маленький человечек практически готов к самостоятельной жизни на своём уровне, социально адаптирован.

А что же наши детки? Забота и внимание родителей, опека и контроль бабушек, научно обоснованная методика индивидуального развития и обучения в частных школах… развитие идёт малюсенькими шажками, если вообще идёт. Никаких трудностей, никаких проблем, никаких препятствий… полный штиль! Плывём по течению. В результате в шесть лет боимся выходить во двор – побьют, поиграть в футбол – толкнут, вынести игрушку – отберут. Батюшки, и что же с этим делать? Прожить жизнь дома с мамой?

Первичная социальная адаптация происходит в жизни ребёнка с 3-х до 6-ти лет, малыши проигрывают свои видовые роли, предназначенные им природой, учатся общаться/дружить/ругаться/мириться, то есть существовать в коллективе сверстников. Это своего рода репетиция взрослой жизни, приобретение навыков, которыми дети будут пользоваться всю сознательную жизнь, чем бы они ни занимались в будущем.

Кроме того, это возраст раннего пубертата, когда появляются первые симпатии, первые, самые примитивные, отношения противоположных полов, происходит очень важный процесс ранжирования в своей первой маленькой стае.

Маленькие охотники-военачальники, охранники пещеры, воины-строители и, безусловно, бесстрашный и милосердный вожак – все они находят свои места, осознают видовые роли и варианты их выполнения, пробуют сосуществовать так, чтобы происходило выживание всей стаи, хоть по-другому они и не смогут, если им не будут мешать.

Именно этот процесс ранжирования и обеспечивает адекватную социальную адаптацию каждого ребёнка в коллективе, закладывая надёжную базу для дальнейшего развития всех векторов как у отдельного малыша, так и во всём поколении.

Социальная адаптация ребёнка не всегда приятный процесс, скорее наоборот, тернистый путь, толкающий к развитию, заставляющий шевелиться, идти вперед, грести против течения, а не плыть по нему. Главное, осознать, что в детстве этот путь пройти намного легче и проще, чем во взрослом состоянии. Упущенного в ранние годы не вернуть уже никогда. Развитие векторов заканчивается с периодом пубертата – в 12-15-летнем возрасте, вот тогда становится очевидным, что тепличное воспитание вырастило маменькиных сынков и доченек, великовозрастных инфантилов, социальных неадаптантов, мыслящих нездоровыми, если не маргинальными категориями. И что делать? Рвать волосы и прикладывать титанические усилия для поздней адаптации «дитяти», которые в большинстве своём не приводят ни к чему…

А Верочка, как обычно, гуляет во дворе, улыбается и бегает быстрее всех сверстников, а мы продолжаем сокрушаться, что нет у неё нового платья, в нём бы она так не гоняла, а сидела, как паинька, на лавочке и расправляла рюшики.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.